На церемонии официального подписания «Социальной концепции мусульман Украины», которая состоялась в Киеве 11 декабря, присутствовал известный религиовед, научный сотрудник Института философии им. Г. С. Сковороды НАН Украины, признанный эксперт по вопросам свободы совести, политологии религии, государственно-церковных и межнациональных отношений Александр Саган.
Поздравляя всех мусульман Украины с появлением важного и своевременного документа, ученый отметил, что он станет важным фактором взаимопонимания и решения важных социальных проблем украинского общества. Он также привел экспертное заключение содержания «Социальной концепции ...»:
— В социально-философской научной литературе понятие социальной концепции/доктрины рассматривается как совокупность социально-философских знаний о сущности и устройстве человеческого общества, основываясь на которых это общество ставит свои задачи и формулирует нормы. Главным в социальной доктрине является формирование мировоззрения, предоставление ответов на вопросы современности и конкретных рекомендаций по модели поведения в различных жизненных ситуациях.
Целью социальной доктрины является формирование системы взглядов, которые охватывают все стороны жизни человечества — от глобальных процессов в мировом сообществе до социальных требований отдельного индивида. В свое время наш предыдущий директор Института философии НАНУ академик В. Шинкарук социальную доктрину определял как «... наиболее концептуализированную форму существования идеологии, которая непосредственно ориентирована на практическое действие, воплощение в жизнь, соблюдение в повседневном поведении».
Поэтому под социальной доктриной мы понимаем совокупность философских и богословских взглядов относительно познания сущности и устройства общества, а также систему норм социального взаимодействия, вытекающих из этого познания и реализирующихся в конкретных общественных условиях.
Верующий человек также ищет универсальные ответы на острые вопросы собственного бытия и стремится найти устойчивые нравственные ориентиры в современном меняющемся мире. Поэтому одним из важнейших аспектов практического воплощения теологического учения любой религиозной организации является ее социальная концепция/доктрина, целью которой является оценка социальных проблем на основе базовых постулатов веры.
Первой из религиозных институтов социальную доктрину начала формулировать Католическая церковь. Этот документ пережил расцвет в конце XIX — в ХХ веках, когда римские понтифики выложили ее основы в многочисленных энцикликах и доктринальных документах. Первой из таких энциклик стала энциклика Папы Льва ХІІІ «Рерум Новарум» («новации» или «новые вещи»), после которой практически каждое религиозное направление начало формировать свои взгляды на «новые вещи», которые происходят в обществе.
Сейчас в Украине имеют подобные концепции/доктрины католики, греко-католики, православные и протестантские церкви. Замечательно, что в этот список добавляются и украинские мусульмане. Это очень важно в условиях, когда влияние такого фактора, который мы сейчас называем «исламской цивилизацией», постоянно растет. И это касается не только фактора демографического роста или больших запасов природных ресурсов в мусульманских странах. Сейчас уже нельзя игнорировать имеющийся там подъем науки, экономики, а также фактор увеличения миграции мусульманского населения в немусульманские страны.
Современный Ислам играет определяющую роль в привлечении мусульман к социально-экономическим преобразованиям во многих странах мира, к установлению нового международного порядка.
Все эти тенденции, а также глобализация, что повысила степень взаимопроникновения цивилизаций, в острой форме поставили вопрос о необходимости, с одной стороны, изучения и уважения к Исламу как ко всеобъемлющей державотворческой религии, которая формирует и определяет культурные ценности разных народов. С другой — необходимость для исламских теологов формулирования и оценки тех новых явлений, с которыми столкнулись мусульмане в ХХ, а особенно в XXI веках. Речь идет об учении Ислама о человеке, государстве, политике, экономике, праве и т. п.
В нынешней Украине социальная деятельность исламских общин достаточно заметна, как и их попытки служить возрождению и развитию Украины. Поэтому принятие социальной концепции мусульман Украины и ознакомление с ней населения страны является чрезвычайно важным и позитивным шагом на пути дальнейшего поиска взаимопонимания и распространения толерантности в украинском обществе. Ведь речь идет о прояснении сущностных признаков, важных для мусульман Украины, и направленность их видения развития современного общества.
Относительно характеристики собственно концепции мусульман Украины, которая сейчас подписывается. Сразу скажу, что экспертная среда оценивает ее чрезвычайно высоко. Это действительно исламский и украинский продукт, направленный на определение того места в жизни Украины, которое сейчас занимают мусульмане. В частности, речь идет о:
— отношениях между собой и представителями других религий, государством, институтами гражданского общества;
— определении исламских оценок различных сфер жизни человека и общества и роли, которую играет в этом Ислам и мусульмане;
— декларации принципов, подходов и механизмов реализации Божественных предписаний относительно этого мира, где «наместником Бога» является сам человек (Коран, 2:30) и др.
Символично и важно, что эта концепция стала своеобразным продолжением самоорганизации мусульман Украины, которая проявилась в подписании в декабре 2016 года представителями 34-х мусульманских организаций «Хартии мусульман Украины». Нынешняя концепция гласит, что «Хартия» — это была очень правильная и плодотворная идея, которая имеет свое продолжение.
Социальную концепцию мусульман Украины ее авторами справедливо предлагается воспринимать как фатву, то есть богословско-правовое заключение, разработанное, изложенное и обнародованное представителями самых авторитетных исламских ученых и организаций Украины. Ее положения можно интерпретировать только на основе предписаний исламского вероучения и их реализации в конкретных социально-исторических реалиях современной Украины.
Структура Социальной концепции достаточно объемная и охватывает все стороны жизни общества и человека. Среди них отметим разделы, соблюдение постулатов которых имеют важное значение и для качественного улучшения нынешнего украинского общества: семья, работа, экономика, медицина, окружающая среда, мир, межрелигиозный диалог.
Процитирую два примера того, как можно несколькими фразами противодействовать нагнетанию религиозной истерии, которая иногда еще бывает на территории Украины:
«Мусульмане Украины вместе с представителями других вероисповеданий считают, что стабильность, мир и процветание имеют не только общую пользу для всех граждан государства, а являются одним из факторов сохранения, развития и укрепления исламской идентичности». (Глава 10. «Война и мир в исламе», п.2. «Исламская концепция мирного сосуществования»).
«Сотрудничество и диалог с представителями других вероисповеданий гарантируют исламское представительство в общественной жизни страны, принятие важных решений в области религиозного законодательства, решение важных социальных проблем». (Глава 11. «Исламский призыв и современность», п. 2. «Участие в межрелигиозном диалоге»).
Напоследок хочу поздравить всех мусульман Украины с появлением важного и своевременного документа — Социальной концепции мусульман Украины, которая станет важным фактором взаимопонимания и решения важных социальных проблем украинского общества, — завершил свою речь Александр Саган.