Украинский гетман – мусульманин

1
Отношения украинских казаков с турками и татарами далеко не всегда были враждебными.
19.10.2009
Оцените статью: 
(336 оценки)
oksana
Аватар пользователя oksana

Один из украинских гетманов был мусульманином. Ислам он принял не из конъюнктурных соображений, а познав истинность веры Всевышнего Аллаха.

Общеизвестно, что на протяжении всей своей истории Украина тесно контактировала с исламским миром. Известно так же и то, что эти отношения не всегда были мирными. Однако история распространения Ислама на просторах Украины практически не исследовалась, а иногда и замалчивалась.

Сейчас уже признанная классической книга Дмытра Яворницкого «Історія запорізьких козаків» в советские времена была запрещена. Ведь в ней правдиво, а не однобоко, как в «коммунистических учебниках», освещается история Украины и показывается, что отношения украинских казаков с турками и татарами далеко не всегда были враждебными. Так, например, в феврале 1648 года Богдан Хмельницкий заключил договор с крымским ханом об общих военных действиях. Аналогичный договор с турецким султаном был подписан в феврале 1649 года.

Более того, историк высказал мысль, что Крымское ханство и Запорожская сечь должны были объединить свои усилия в борьбе против московского империализма. Интересно и то, что подобные идеи существовали и среди крымских татар. Достаточно вспомнить славную поэму Джанмухамеда «Тугай бей» об участии татарского войска в войне Богдана Хмельницкого.

Вызывает интерес письмо крымского хана Ислам-Гирея к польскому королю Яну-Казимиру по поводу Зборовского соглашения 1649 г.

Все эти аспекты, конечно, требуют отдельного подробного исследования. Мы же обратим внимание на такой малоизвестный факт: один из украинских гетманов был мусульманином! К тому же он принял Ислам не из конъюктурных соображений, а хорошо узнав учение Ислама. Этим гетманом был Петро Суховиенко.

К сожалению, Петро жил в так называемую эпоху «Руины» и не смог стать гетманом всей Украины, но он боролся до конца, и только когда исчерпал все возможности, сошел с исторической арены. Нет точных данных про его последние годы жизни, но наиболее вероятно, что закончилась жизнь гетмана среди мусульман Крыма.

В доказательство приводим обширную цитату из Д. Яворницкого (1990 года издания): «… В Запорожье появился еще один гетман, Петро Суховий. Вскоре после убийства Брюховецкого запорожцы, не желая присоединяться к гетману Дорошенко, вернулись в Запорожскую сечь и послали от себя к крымскому хану нескольких посланников. Хан очень обрадовался приходу запорожцев, принял их очень приветливо и, узнав, что они разошлись с Дорошенко, посоветовал им избрать своего гетмана и в самом Запорожье.

Сначала желающего на этот пост долго не было, но потом высказал согласие бывший писарь Войска Запорожского, молодой двадцатилетний, но «умелый и ученый человек», Петро Суховий или Суховиенко. Суховий придумал себе печать, похожую на печать крымского хана, - лук и две стрелы, - и стал именовать себя гетманом Войска Запорожского, а так же написал письмо Дорошенко, называя себя гетманом ханского величества и приказывая Дорошенко не называть себя больше Запорожским гетманом.

В Запорожье к Суховиенко присоединилась одна часть войска – 6 тысяч казаков; тем временем другая часть признала гетманом Дорошенко и призвала его на левый берег Днепра для Черной Рады, обещая поломать стрелы Суховия своими мушкетами.

Но Суховий не отказался от идеи стать общепризнанным гетманом Запорожской сечи и написал хану письмо от имени «всего войска запорожского», после чего вместе с посольством от Запорожского коша отправился в Крым. Хан принял Суховия очень милостиво и приветливо, одобрил его планы и написал в Запорожье, что казаки никогда не присылали посольством таких мудрых людей, а потому просил и впредь присылать таких «умелых», как Суховий.

[Далее описываются подробности военных походов Суховиенко и его, совместного с татарами, войска. Говорится, что его признал гетманом и османский султан. Далее речь идет о том, как ему помогал Иван Сирко.]

Но не долго запорожцы и Сирко стояли за Суховием, еще совсем недавно, будучи на его стороне, они позже перешли на сторону Дорошенко. Тогда Суховий пошел к татарам, с которыми он так сблизился, что через время принял Ислам и взял себе имя Шамай или Ашпат-мурза; и с ним было только около трехсот запорожцев…».

Эти события произошли в 1668 – 1669 годах.

Отметим, что некоторые ученые также рассматривают возможность принятия ислама Богданом Хмельницким, вероятно из политических соображений.

По материалам Ислам.ру

Ссылки на тему:

Конотоп – день великой победы крымско-татарского народа

Великая встреча

Ислам в Украине: Основные этапы истории

Святой Владимир и Ислам

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.