Что нового в фикхе джихада Юсуфа аль-Карадави?

1
Аль-Карадави: основной целью джихада в Исламе является отражение посягательств, предотвращение фитны, спасение угнетенных, наказание нарушающих соглашения и поддержка мира внутри уммы и в целом в мире
23.06.2010
Оцените статью: 
(308 оценки)
oksana
Аватар пользователя oksana

Известный улем Юсуф аль-Карадави, глава Международного совета исламских ученых, в своей последней книге «Фикх джихада: сравнительное исследование его норм и философии в свете Корана и Сунны» приводит свой иджтихад (богословские выводы) на тему джихада в актуальном ракурсе васатыйи – умеренности. Ниже будут раскрыты основные тезисы и позиции шейха Аль-Карадави на тему джихада, основанные на мусульманских первоисточниках.

Сущность джихада и его формы

Ни одно исламское понятие не сталкивалось с таким потоком нападок и не вызывало столько атак на мусульман, как джихад. Он стал жертвой двух крайностей – преувеличения и небрежности в определении.

Последнее пропагандируется течениями, которые хотят устранить джихад в целом из жизнь уммы под предлогом «мира и терпимости» - автор называет их «агентами колониализма, чья враждебность к джихаду дошла до такой степени, что они создают группировки, сфабриковавшие концепцию Ислама без джихада, такие как бахаиты и ахмадиты». С другой стороны, есть группировки, которые интерпретирует джихад как ведение войны против всего мира и признают единственно верным способом отношений с немусульманами – боевые действия до тех пор, пока те не примут Ислам.

Автор подчеркивает, что есть четкое различие между понятиями «джихад» и «кытал» (боевые действия), потому что откровение о необходимости джихада было ниспослано в Мекке, где никаких военных действий не было, т. е. явно имелся в виду мирный джихад, путем дав’ата (призыва к Исламу). Аль-Карадави заключает, что понятие джихада гораздо шире, чем просто вооруженная борьба, и цитирует Ибн Таймийю, у которого говорится, что джихад может происходить «в сердце - путем призыва к Исламу, опровержения ошибочных мнений, совета или способствования благополучию мусульман, или же с помощью тела – то есть путем сражения».

Автор далее находит поддержку своим словам у ученика Ибн Таймийи, Ибн Аль-Кайима: каждый мусульманин в той или иной мере является муджахидом, но необязательно становится мукатилом (бойцом). Ибн Аль-Кайим выделял следующие уровни джихада:

1. Джихад-ан-нафс, или борьба с собой

1) путем получения знаний о велениях Аллаха,

2) действий в соответствия с этими велениями,

3) призыва к этому,

4) твердости в этих действиях.

2. Джихад против шайтана

1) борьба с сомнениями в вере,

2) противостояние его наущениям и искушениям.

3. Джихад против неверующих и лицемеров

1) сердцем,

2) языком,

3) материальным достатком,

4) самим собой.

4. Джихад против угнетения и коррупции

1) руками,

2) если руками невозможно, то языком,

3) если языком тоже невозможно, то сердцем (отрицание и осуждение).

Также Аль-Карадави подчеркивает важность интеллектуального и культурного джихада путем создания исламских научных центров и призыва к молодежи заниматься научной деятельностью.

Таким образом, говоря о сущности фикха джихада, автор выделяет два вида последнего: гражданский и военный. Гражданский (или духовный) джихад включает в себя деятельность в научной, культурной, социально-экономической, общественно-политической, образовательной, медицинской, экологической и др. сферах; военный необходим для борьбы с агрессором, с теми, кто нападает на мусульман. Он входит в компетенцию государств (не отдельных лиц).

Цели джихада

Ислам сам по себе является призывом к миру; он ненавидит войну, но понимает, что не может ее полностью исключить из жизни, поэтому имеет четкие законы в отношении этого. Ислам не прибегает к боевым действиям без острой необходимости и вынужденной ситуации (в случае агрессии со стороны). В этом смысле наша религия не является исключением среди других, которые также признают легитимность оборонительной войны.

Автор делает вывод, что основной целью джихада в Исламе является отражение посягательств, предотвращение фитны (смута, дестабилизация, анархия), спасение угнетенных, наказание нарушающих соглашения и поддержка мира внутри уммы и в целом в мире. То есть, пишет Аль-Карадави, в число целей джихада не входит захват чужих территорий или искоренение неверия и насаждение Ислама на планете.

Военный джихад: даф или таляб (оборонительный или упреждающий)?

Аль-Карадави задается вопросом о природе джихада и его статуса в Исламе – является ли он религиозным положением, что означало бы обязательность для мусульман бороться с неверующими до тех пор, пока они не примут Ислам или не покорятся их власти (джихад аль-таляб, упреждающий)? Или же он имеет политическую природу и связан с необходимостью защищать земли Ислама от захватчиков и защищать самих мусульман от тех, кто не дает им свободно исповедовать их веру (джихад аль-даф)?

Сам ученый с гордостью говорит о правильности второго подхода. Он пишет, что меры превентивного джихада могли быть оправданы в эпоху Средневековья, когда отношения между странами и народами строились исключительно на соотношении сил, и перед Исламом тогда стояли серьезные угрозы. Крестовые походы доказали оправданность подобного мнения.

Аль-Карадави также подчеркивает, что между классическими и современными учеными существует консенсус по поводу обязательности ведения джихада для мусульманина в случае иностранного вторжения на мусульманские земли, или в случае фитны среди мусульман (или нарушения религиозной свободы). Обязательным для каждого мусульманина является джихад хотя бы в какой-то сфере – например, борьба со своим нафсом, против зла и лжи и т. д.

Изучив священные тексты о джихаде и труды классических и современных ученых, богослов делает следующие выводы:

1. Коранические аяты, особенно из суры «Ат-Тауба», повелевающие бороться против всех многобожников, необходимо понимать как возмездие и адекватный ответ на агрессию, ведь в одном из аятов говорится «так же, как и они сражаются с вами».

Т. е. не следует понимать их как всеобщий призыв к подобному обращению с немусульманами, ведь эти аяты, скорее, относились к отдельной группе арабов-многобожников, которые объявили Исламу войну с самого его зарождения «Неужели вы, о верующие, не будете сражаться против неверных, часто нарушающих свои клятвы и договоры? Ведь до этого они задумали изгнать пророка из Мекки и убить его. Они же первыми начали совершать злодеяния против вас» (Коран, 9:13).

2. Военный джихад не является индивидуальным долгом каждого мусульманина – т. е. он не является столь же обязательным, как свидетельство веры, совершение пятикратной молитвы, пост в Рамадан, выплата закята или паломничество. Несмотря на важность военного джихада в определенных случаях, он не был включен в перечень неотъемлемых качеств верующего в суре «Аль-Бакара» или в перечень характеристик верующего в сурах «Аль-Анфаль» или «Аль-Му’минун», а также не вошел в список качеств людей с истинным пониманием в суре «Аль-Ра’д», в список качеств рабов Всемилостивого в суре «Аз-Зарият» и в список качеств праведных в суре «Аль-Инсан». Поэтому участие в военном джихаде становится обязательным для мусульманина только в условиях вражеского нападения на мусульман, их землю или религию.

3. На мусульманах нет обязанности вторгаться в земли немусульман, если те не угрожают их безопасности. Для выполнения коллективной обязанности достаточно иметь сильную армию, оружие и хорошо обученных солдат для охраны границы, чтобы упреждать вражеские планы.

Стоит заметить, что Аль-Карадави старается избегать слова «кяфир» (неверующий) и использует вместо него слово «немусульманин». Это соответствует стилю Священного Корана, в котором их называют: «О люди Писания», «о люди», «о человек», «о дети Израиля», «о дети Адама» и т. д. В Коране практически не содержится обращений к немусульманам как к «кяфирам».

4. Ислам признает свободу вероисповедания и индивидуальную ответственность каждого за свою веру в Бога. На этом основании в мире сосуществуют различные моно- и политеистические религии. Шариат разрешает этот вопрос в рамках договорной системы аз-зимма (покровительствуемые), которая наделяет немусульман гражданским статусом в независимости от их вероисповедания. Для того, чтобы жить под защитой исламского государства, им лишь нужно платить налог – джизию, который аналогичен современным налогам и сборам на содержание армии.

5. Некоторые правоведы прошлого стали считать упреждающий джихад по захвату немусульманских земель обязательным не столько на основании исламских священных текстов, сколько в связи с историческими обстоятельствами. Умме постоянно угрожали могущественные соседи – персы и византийцы, монголы и западно-европейцы, колонизаторы и империалисты т. д. В те времена не существовало международного законодательства, обеспечивающего взаимное признание суверенитета.

6. Естественный порядок вещей в отношениях между мусульманами и немусульманами – мир и сотрудничество в благом. Ислам ненавидит войну и признает законность участия в ней только в вынужденной ситуации. «О вы, мусульмане, предписано вам сражение, чтобы вы защищали свою религию и себя, а оно ненавистно вам» (Коран, 2:216).

Мир – неотъемлемый элемент Ислама, он содержится в мусульманском приветствии (салям). Самое ненавистное для Аллаха имя – Харб (война), одно из древнеарабских имен. Пророк Мухаммад (мир ему), узнав, что его дочь Фатима собралась назвать своего новорожденного сына Харбом, велел дать ему имя – Хасан (Прекрасный).

7. Ислам приветствует международные соглашения, запрещающие посягательства на суверенитет и способствующие миру между государствами, а также поощряет деятельность таких организаций, как ООН, ЮНЕСКО и т. д. Однако Запад продолжает считать действующим принцип силы, который дает некоторым государствам право вето, вопреки принципам равенства, что позволило Соединенным Штатам и Великобритании безнаказанно вторгнуться в Ирак и оказывать протекцию сионистскому режиму.

8. С международным признанием прав человека, в том числе свободы вероисповедания и проповеди, одно из главных оправданий джихада аль-таляб становится неуместным – вторжение для поддержки исламского призыва путем свержения деспотических режимов, препятствующих свободному выбору религии. В настоящее время, отмечает Аль-Карадави, по всему миру есть мечети и мусульманские общины с целыми «армиями компетентных проповедников, преподавателей и журналистов, хорошо обученных и способных обратиться к миру на разных языках, с помощью разных методов».

9. В некоторых исламских источниках права говорится, что мир состоит из трех частей – дар уль-Ислам (пространство Ислама, где господствует Шариат, и исламские нормы практикуются публично), дар уль-‘ахд (пространство соглашения и договора, в котором государства мирно сосуществуют, признают друг друга и не допускают вражды), и, наконец, дар уль-харб (пространство войны). Аль-Карадави считает, что все мусульмане, живущие в государствах, состоящих в ООН (кроме «Израиля», незаконно оккупировавшего палестинские земли), находятся в дар уль-‘ахд.

10. Аль-Карадави проводит четкое разграничение понятий «джихад» и «ирхаб» (насилие), вернее, между правомерным ирхабом – действия против врага для предотвращения его агрессии, и незаконным ирхабом – терроризмом против невинных людей, который осуществляют различные группировки, прикрывающиеся Исламом. Аль-Карадави глубоко осуждает акты насилия против мирных граждан в мусульманских и немусульманских странах.

11. Аль-Карадави крайне осмотрительно относится к разграничению между экстремистскими группировками, объявившими войну всему миру, убивающими невинных людей и портящими имидж Ислама, и силами противостояния оккупации. Глубоко осуждая деятельность первых, он защищает последних и призывает умму поддерживать их, в частности, в Палестине - Аль-Карадави считает допустимым ирхаб против военных объектов «Израиля». Ученый без колебаний оправдывает диверсионные операции в том случае, если не остается никаких других способов защиты земель и жилищ от израильских оккупантов.

12. Аль-Карадави подчеркивает, что наипервейший джихад из обязательных для уммы в нашу эпоху – освобождение от колониализма, особенно в Палестине. Однако он подчеркивает ошибочность мнения о том, что конфликт между нами и сионистами связан с тем, что они – семиты: арабы тоже являются семитами, те и другие происходят от Авраама; или, что он связан с религией: мусульмане считают иудеев людьми Писания, признают их пищу разрешенной для себя, как и браки с их женщинами.

На самом деле конфликт между уммой и сионистами начался по одной единственной причине – их захват палестинских земель, угнетение палестинского народа и учинение насилия в регионе. И конфликт этот будет продолжаться, пока останется в силе его причина.

13. Аль-Карадави, так же, как и его учитель шейх Мухаммад аль-Газали, сыграл важную роль в борьбе с экстремистскими группировками, открыто отрицая легитимность их действий в соответствии с Шариатом. Однако Аль-Карадави высоко отзывается о тех из них, кому удалось пересмотреть свои взгляды в сторону умеренности.

Этика джихада

«В Исламе война должна быть этичной, так же как политика, экономика, наука и работа – ничто из этого не может быть отделено от этики». Для мусульман этику боевых действий определяет свод моральных норм, в том числе запрет неэтичных методов проникновения в стан врага и выяснения их секретов (применение одурманивающих веществ, сексуальные связи), запрет одностороннего вероломного вторжения «Ведь вам разрешается сражаться с теми, кто на вас наступает, но не начинайте сами наступления и не убивайте того, кто не сражается против вас» (Коран, 2:190).

Аль-Карадави трактует вторжение или посягательство на агрессию как убийство мирных граждан, женщин, детей, престарелых, больных, фермеров и других людей, не замешанных в сражениях. Также исламская этика джихада подразумевает запрет на нанесение врагу увечий.

Далее, сюда относится обязательность исполнения соглашений, недопустимость предательства и измены; запрет за вырубку деревьев и разрушение зданий; применение незаконных видов оружия массового поражения – химического, биологического или ядерного.

Ислам запрещает применение ОМП, потому что от него без разбора гибнут как воинствующие молодчики, так и мирные жители. Однако это не мешает умме стремиться завладеть таким оружием, поскольку другие силы им обладают – в частности, сионистский режим владеет таковым.

Поражает то, что Америка и другие сильные державы запрещают другим государствам иметь ядерное оружие, хотя сами им владеют. Они не позволяют арабским и мусульманским странам им обзавестись, хотя «Израиль» владеет двумя сотнями ядерных боеголовок.

Далее, Ислам предписывает муджахидам хорошо обращаться с пленными. После изучения множества исламских текстов и мнений ученых о том, можно ли казнить пленных, Аль-Карадави сделал вывод, что окончательный ответ содержится в суре «Мухаммад»: «Либо помилуйте их, освободив без выкупа, либо освободите за выкуп, либо обменяйте их на пленных мусульман» (Коран, 47:4), вероятно, за исключением лишь виновных в военных преступлениях. В целом по этому вопросу Аль-Карадави согласен с положениями Женевской конвенции.

Рашид АЛЬ-ГУННУШИ, мыслитель и богослов

По материалам «IslamOnline» (перевод «Ислам.ру»)

Ссылки на тему:

«Джихад» – усердие или «священная война»?

Кораническое толкование вопросов мира, ненасилия и международной безопасности

Цели и способы джихада

Признаки псевдоисламского экстремизма

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.