«Джихад» – усердие или «священная война»?

«Джихад» – усердие или «священная война»?
08.04.2010
Оцените статью: 
(315 оценки)
oksana
Аватар пользователя oksana

Многие под джихадом подразумевают исключительно войну с «неверными». Однако в действительности исламское вероучение выделяет несколько его категорий. Лексическое значение этого слова означает «напряжение усилий, отдача всех сил». Нельзя переводить «джихад» словосочетанием «священная война», поскольку оно было введено крестоносцами при завоевании Палестины.

На первое место всегда ставится джихад «сердца» (или «большой» джихад) – борьба со своими недостатками и страстями, самосовершенствование. Пророк Мухаммад (с.а.в.), вернувшийся в Медину после одной из битв, сказал: «Теперь мы приступаем к большому джихаду!» Воины были крайне измотаны и не могли даже представить себе участие в еще одной битве, а Пророк (с.а.в.) продолжил: «Большой джихад – это борьба с тем, что находится в наших душах».

Следующим по значимости является джихад «языка», имеющий неоднородную трактовку. С одной стороны, под этим подразумевается «овладение знаниями», чему соответствуют и многочисленные хадисы. Так, Посланник Аллаха (с.а.в.) сказал: «Овладевай знаниями, так как, несомненно, оно ведет к познанию Бога. Поиск знания – акт поклонения; постижение знания – восхваление Бога. Разыскивая знание, совершаешь джихад; обучая людей тому, чего они не знали, выполняешь акт милосердия; передавая знание своему окружению, становишься ближе к людям. Знание указывает на разрешенное и запрещенное, и подобно солнечному свету, оно освещает путь к Раю». Другое понимание несет в себе сущность «да’вата», то есть мирной проповеди – донесения слов Всевышнего до каждого жителя земли. Современная жизнь подтверждает важность таких действий, учитывая воздействие на умы различных средств массовой информации. Для осознания этого значения следует привести такие слова Пророка (с.а.в.): «Истинные слуги Божьи, самые добрые – те, кто ступают по Земле кротко, и всякий раз, когда слышат в свой адрес невежественные речи, отвечают словами мира».

Первоочередность и важность этих двух видов джихада не подвергается никаким сомнениям. И если в первом нуждается каждый человек как личность, то во втором — общество в целом, потому что только в результате «да’вата» справедливые идеи Корана и Сунны принимались (и принимаются сейчас) различными слоями общества.

На третьей ступени находится джихад «руки», который проводится в жизнь путем наказания тех, кто преступил общественные законы на территории того или иного государства. Фактически данный вид джихада используется (как ранее, так и сейчас) в любой стране мира под названием «уголовный кодекс» и варьируется в зависимости от принятых в этом регионе законов.

И лишь на последнем месте стоит тот вид джихада, который вызывает критику и споры подчас и в среде самих мусульман — вооруженная борьба с агрессорами или нарушителями мирных соглашений, то есть джихад «меча». Именно он заменил собой «джихад в целом» в глазах поверхностно знакомых с Исламом европейцев (да и не только их). И хотя уже не раз было отмечено, что агрессивные действия со стороны мусульман недопустимы, как с точки зрения аятов Корана, так и со слов Пророка (с.а.в.), тем не менее, такое истинно исламское мировоззрение пока еще не объемлет сердца и души многих людей, привязанных к своим страстям. Об этом говорит Посланник Аллаха (с.а.в.): «Клянусь Аллахом, не являются истинными мусульманами те, из-за обид которых соседи не чувствуют себя в безопасности».

В сложившейся ситуации виноваты и сами мусульмане, которые порой готовы вырывать цитаты из Корана, чтобы оправдать свои несправедливые действия. При этом они игнорируют другие аяты или хадисы, явно запрещающие поступать таким образом. Возможно, такое положение сформировалось в результате простой неграмотности (или поверхностного знания) в исламских науках, особенно в тафсире, т.е. толковании Корана и хадисов. Ведь помимо собственно правильности перевода необходимо также знать и о разных мнениях ученых по поводу той или иной фразы. Нельзя обходить стороной и причины ниспослания изучаемых аятов и хадисов, т.к. некоторые из них являются «ситуативными», т.е. ниспосылались в какой-нибудь конкретной ситуации.

Материал опубликован в книге "Все дороги ведут... в Ислам!", М.З. Хайретдинов, ИД "Медина", 2006.

По материалам IslamRF.ru

Ссылки на тему:

Новости

На конференции в Саудовской Аравии разграничили понятия «терроризм» и «борьба против оккупации»

Мусульманские ученые ищут средства от насильственного экстремизма

Мусульманский ученый назвал устраивающих взрывы смертников “неверными”

В Великобритании издается фатва, запрещающая теракты смертников

Саудовский ученый запретил мусульманам поддерживать “Аль-Каиду”

Статьи

Кораническое толкование вопросов мира, ненасилия и международной безопасности

Цели и способы джихада

Признаки псевдоисламского экстремизма

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.