«Рассказывай эти истории — быть может, они призадумаются» (Коран 7:176)
Абу Зайд Абдуррахман ибн Мухаммад аль-Хадрами, более известный как Ибн Хальдун, прославился не тем, что был чиновником при дворах средневековых властителей Туниса и Марокко, и не тем, что вел переговоры с самим «Повелителем Вселенной» Тимуром (Тамерланом). Он прославился тем, что в своем историческом произведении «Мукаддима» смог не только изложить факты, но и объяснить причины подъема и упадка государств. При этом в основу своих рассуждений он положил причины экономические, которые всегда являются фундаментом благополучия тех или иных стран.
Ибн Хальдун родился в Тунисе в 1332 году. Его семья приехала на Африканский континент из Аль-Андалуса — мусульманского государства на юге Пиренейского полуострова. В Тунисе он получил блестящее образование, благодаря которому смог сделать головокружительную карьеру при султанском дворе в Марокко, а затем и на родине его родителей, в Гранаде. Ибн Хальдуну довелось служить дипломатом, вести переговоры с кастильским королем Педро I, прозванным за свои злодеяния Жестоким. Также ему доверили пост шариатского судьи — свидетельство того, что Ибн Хальдун был знатоком исламского права. Но это лишь часть его разносторонних способностей.
Работая над своим историческим трудом «Мукаддима», Ибн Хальдун вольно или невольно вынужден был затрагивать вопросы экономики и политики. Углубляясь в тему, ученый размышлял о природе государства, о причинах его подъема или упадка. Многие его мысли чрезвычайно актуальны и в наше время:
«Собранное предшественниками правитель губит в погоне за удовольствиями, потакая страстям и стремясь облагодетельствовать челядь, растрачивает на своих сборищах. Он заводит дурных дружков и мерзких прихвостней, поручает им величайшие дела, с которыми они справиться никак не в силах, ибо не ведают, что там к чему. Этим он настраивает против себя всех <...> ставленников своих предшественников, пока те, разозлившись, не откажутся его поддерживать. Войску он также вредит, тратя деньги, предназначенные на жалованье, ради удовлетворения своих страстей, не появляясь лично проверить его и устроить смотр. Так он разрушает основанное предками, разваливает ими созданное. На этой фазе государство настигает природа дряхлости, его поражает хроническая болезнь, от которой уже не оправиться и не излечиться. А затем государство гибнет...»
Для жителей Украины, особенно Крыма, представляет интерес та часть «Мукаддимы», которая касается событий, происходивших на территории нашей страны. Следует отметить, что Ибн Хальдун был отлично осведомлен об истории Золотой Орды. Вероятно, информацию о далекой мусульманской стране он черпал, когда жил в Египте. Хорошо известно, что со второй половины XIII столетия Египет и Золотая Орда не только поддерживали дипломатические отношения, но и были союзниками в борьбе с государством Хулагидов. В каирских архивах сохранилось немало важных документов и хроник, с которыми работал Ибн Хальдун.
Повествуя о процессе становления золотоордынского государства, арабский историк уделяет много внимания его исламизации. Ибн Хальдун с мельчайшими подробностями описывает, как именно хан Берке пришел к исламу. При этом он обращает внимание на одну важную деталь: Аль-Бахарзи, от которого хан принял ислам, считал недостаточным для Берке просто исповедовать веру Пророка (мир ему и благословение) — он потребовал от него делать это открыто, что в тогдашних условиях было чрезвычайно рискованно для правителя, все приближенные которого были язычниками, буддистами или христианами. Тем не менее Берке принял это условие, став первым ханом, который стал распространять ислам в Золотой Орде.
Сообщая сведения по истории Золотой Орды и Крыма, Ибн Хальдун обязательно ссылается на источники, которые использовал в своей работе. Говоря о раннем периоде правления чингизидов в Улусе Джучи, Ибн Хальдун с сожалением добросовестного исследователя отмечает: «Не нашли мы отдельной истории их династии, к которой могли бы обратиться, и вот всё, что мы добыли стараниями нашими».
Повествуя о перипетиях борьбы между ханом Тохтой и беклярбеком Ногаем, Ибн Хальдун неоднократно упоминает Крым как один из важнейших центров государства:
«Внуку своему, Карадже, сыну Таштемира, он дал в удел в 698 году (1298–1299) город Крым. Он (Караджа) отправился туда, чтобы захватить доходы с него (Крыма). Угостили его, но ночью напали и убили. Тогда Ногай отправил в Крым войска, ограбил этот город да окрестные села и поля и разрушил их».
Интересен и такой момент: после поражения Ногая, часть его войска была захвачена в плен и продана в Египет, где была сразу же зачислена в египетское войско. Тюркские воины в то время были фундаментом могущества мамлюкского государства.
Многие события, которые описывает Ибн Хальдун в своей книге, происходят на территории юга современной Украины. Нередко мелькают знакомые каждому географические названия: Дунай, Куяльник (Куянлык), Крым, а рядом с ними Герат, Табриз, Астрахань, Сарай (столица Золотой Орды), Дамаск… Все это вместе создает атмосферу грандиозного эпического полотна, действующими лицами которого являются величайшие мусульманские правители средневековья.
С огромным внимание к мелочам Ибн Хальдун описывает период борьбы за власть в Золотой Орде между беклярбеком Мамаем и претендентом на престол чингизидом Токтамышем. Большая часть событий разворачивается в треугольнике Днепр-Крым-Сарай:
«Когда [хан] Бердибек умер и верховной власти не стало, а эти [эмиры] правили самостоятельно в провинциях, то Мамай выступил в Крым, поставил ханом отрока из детей Узбека по имени Абдаллах и двинулся с ним в Сарай. Токтамыш бежал оттуда и отправился в царство Урусхана, в гористой области Хорезма, а Мамай овладел Сарайским престолом и возвел на него Абдаллаха».
Еще один важный момент из истории Крыма связан с дальнейшей борьбой за власть. Здесь Ибн Хальдун выделяет событие, на которое редко обращают внимание современные историки:
«Перессорились эмиры, которые овладели областями сарайскими. Хаджичеркес, владетель астраханских уделов, пошел на Мамая, победил его и отнял у него Сарай. Мамай отправился в Крым и стал править им независимо».
Получается, что с начала 1370-х годов и вплоть до своей гибели в 1380 году Мамай правит лишь Крымом и прилегающими к нему областями. Позднее, возможно, совсем не случайно, именно на этой территории возникнет Крымское ханство. Единственное, что мешало Мамаю создать собственное государство в то время, было его происхождение: согласно «Ясе» Чингизхана, стать законным государем мог только царевич из рода чингизидов.
Свой экскурс в историю Крыма и Золотой Орды Ибн Хальдун заканчивает сообщением о победе эмира Тимура над ханом Токтамышем. Современником и свидетелем триумфа Тимура был сам арабский ученый. С великим завоевателем Ибн Хальдуну довелось повстречаться лично. Когда в 1401 году Тимур разгромил армию египетского султана и захватил Дамаск, на встречу с ним был отправлен Ибн Хальдун. В беседе с Тимуром он изложил свои экономические и политические теории, пытаясь убедить эмира не продолжать наступление на Египет. Было ли принятое Тимуром решение результатом беседы с Ибн Хальдуном, или роль сыграли иные факторы, но после взятия Дамаска тот повернул свои армии на север, где в битве при Анкаре разгромил своего грозного противника — османского султана Баязида.
После встречи с эмиром Ибн Хальдун вернулся в Египет. Он умер в Каире спустя всего несколько месяцев после смерти Тимура, оставив потомкам свой выдающийся научный труд, который и в наше время с неослабным вниманием изучают экономисты и историки всего мира.
Александр Степанченко