Когда рассеялась «тьма»

Монета хана Улу Мухаммеда
Монета хана Улу Мухаммеда
Татарские княжества на землях Украины
Татарские княжества на землях Украины
Монета хана Улу Мухаммеда
Татарские княжества на землях Украины
21.07.2020
Оцените статью: 
(22 оценки)
Олександр Степа...
Аватар пользователя Олександр Степанченко

В конце XIV — начале XV века в лесостепном пограничье Великого княжества Литовского (ВКЛ) возникают поселения «служилых татар», которые выполняют функции охраны юго-восточных рубежей государства. Татары селятся на землях бывших Переяславского и Новгород-Северского княжеств. На берегах рек Сейма, Ворсклы, Сулы, Оскола и Северского Донца появляются татарские стойбища. Известно, что на этих землях со времен Руси жило славянское земледельческое население, потомки северян, которые уже не одно столетие находилось в прямом контакте с тюркскими кочевыми племенами (торки, печенеги, половцы).

В родословной потомков беклярбека Мамая князей Глинских сообщается о начале заселения татарами земель нынешней Полтавщины: «После Донскаго побоища Мамаев сын Мансур-Кият князь зарубил три городы — Глинеск, Полдову (Полтаву), Глеченицу (Глиницу). Дети же Мансур-киятовы, меньшой сын Скидерь поимав стадо коней и верблюдов и покочевал в Перекоп, а большой сын Алекса остался на тех градех преждереченных». Сыновья Мамая нашли поддержку у великих князей Литовских — Владислава Ягайло, а затем Витовта.

Севернее владений Мансура возникла еще одна зона расселения татар, так называемая «Яголдаева тьма». В ярлыке крымского хана Менгли-Гирея польскому королю и великому князю Литовском Сигизмунду IV, который датируется 1507 годом, подтверждаются права на «Курскую тьму з выходы и даньми, из землями, и водами, Сараева сына Егалтаеву тьму, Милолюб с выходы и даньми, из землями и водами; Мужеч, Оскол, Стародуб и Брянеск со всеми их выходы и даньми, из землями и водами».

О личности самого Яголдая известно очень мало. По мнению ряда историков, Яголдай тождественен влиятельному беку Ягалтаю, служившему при дворе ханов Джанибека (годы правления 1342–1357) и Бердибека (1357–1359). Эта версия вызывает сомнения в первую очередь потому, что сын Яголдая (после крещения получил имя Роман) умер в самом конце XV века, а это значит, что ему должно было быть в момент смерти не менее 120 лет. Более точной следует признать версию о том, что Яголдай был беклярбеком (темником) золотоордынского хана Улу-Мухаммеда (1405–1436). Период его правления пришелся на новую «великую замятню».

Жестокие внутренние раздоры вели к ослаблению единого государства — Золотой Орды. Крым, Казань, а затем и Астрахань стали думать о своих, региональных интересах. Именно поэтому Яголдай по примеру Мансура-Кията обратился к князю Витовту с просьбой о выделении ему окраинных земель Великого княжества Литовского для поселения. Так возникла «Яголдаева тьма», которая занимала территорию бывшего Новгород-Северского княжества. «Яголдаева тьма» как автономное образование в составе ВКЛ просуществовала до 1497 года, а затем было поглощено Москвой.

Само по себе существование полунезависимых орд в Западном улусе золотоордынского государства берет начало со времен беклярбека Ногая. Позднее такие образования фиксируются различными польскими и литовскими актами, начиная с 40-х годов XIV века. Определенная преемственность в этом вопросе продолжалась и при темнике Мамае, заключившем соглашение с литовцами о своеобразном кондоминиуме, который восстанавливал процесс получения дани с земель юго-западной Руси.

Письменные источники свидетельствуют: несмотря на упадок городов на территории бывших Переяславского и Новгород-Северского княжеств, хозяйственная жизнь там активно продолжалась и в XIV веке. Археологические раскопки в бассейнах рек Ворсклы и Псла позволили обнаружить факт одновременного существования поселений потомков северян и татар-кочевников. Крупнейшим золотоордынским поселением этого региона был городок в устье Ворсклы, близ нынешнего села Кишеньки. Интересно, что название Кишеньки происходит от древнетюркского «кишеня», что означает «место захоронения, мавзолей».

Раскопки, проведенные украинскими археологами недалеко от Кишенек, позволили обнаружить мусульманский некрополь и два мавзолея, в которых были захоронены представители аристократии Золотой Орды. Кроме того, там же был найден фрагмент серебряной пайцзы с надписью на арабском языке.

Пайцза — это своеобразная верительная грамота, дававшая владельцу определенные полномочия или привилегии. Марко Поло писал о Монгольской империи: «Сотник имел серебряную пайцзу, тысячник — золотую или позолоченную серебряную, темник — золотую со львиной головой. „У того, кто поставлен над 100 тысячами или начальствует главным, большим войском“ — пайцза золотая с изображением льва в нижней части, солнца и луны сверху. На всех одинаковая надпись: „По воле великого Бога и по великой его милости к нашему государю, да будет благословенно имя хана, и да помрут и исчезнут все ослушники“. Когда требовалось наделить официальное лицо высшей властью, символом на пластинке был кречет». Таким образом, обнаруженная во время раскопок археологами серебряная пайцза с большой долей вероятности принадлежала золотоордынскому сотнику.

Конец XIV и первая половина XV века — это начальный период формирования украинского казачества. Основными районами возникновения этого любопытного исторического феномена являются нынешние Киевская, Черкасская, Кировоградская, Полтавская и Сумская области. Значительная часть этих территорий в рассматриваемый период входила в состав Глинского княжества наследников Мамая, «Яголдаеву тьму», а также земель, принадлежавших потомкам Улу-Мухаммеда (Черкасы).

В 1446 году татарские царевичи Касым и Якуб вмешались в междоусобную борьбу в Великом княжестве Московском на стороне князя Василия II. Летопись сообщает, что пришли царевичи «из Черкас», которые, очевидно, на тот момент были одним из опорных центров литовских служилых татар. Великое княжество Литовское было заинтересовано в том, чтобы татарская элита, приходившая на службу, принимала христианство. Для этого был разработан целый комплекс поощрительных мер: предоставление земельных наделов, вписывание в шляхетское сословие и т. д.

Уже очень скоро на украинских землях появились князья Глинские, представители шляхетских родов Чемерисов, Бокевичей-Щуковских, Бурдюковых и пр. Татары, которые не хотели менять вероисповедание, уходили в Крым, тем самым уменьшая процент мусульман среди служилого сословия. Уже к концу XV века из служилых татар и украинской военной элиты, отказавшейся от службы литовскому государству, формируется казачество, которое очень скоро начнет преследовать собственные политические и военные интересы, отличные от интересов Литвы, Польши и Москвы.

Александр Степанченко

 

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.