«В тех границах много мусульманских могил и мечетей…»

Ворота в мавританском стиле
Ворота в мавританском стиле
Дом Прокопеуса
Дом Прокопеуса
дом Эгизов
дом Эгизов
Ворота в мавританском стиле
Дом Прокопеуса
дом Эгизов
02.09.2019
Оцените статью: 
(257 оценки)
О. Степанченко
Аватар пользователя О. Степанченко

В 1789 году русские войска и казаки Черноморского войска под общим командованием генерала О. Дерибаса овладели османской крепостью Хаджибей. С этого момента жизнь древнего города, связанного историей и культурой с исламским миром, круто изменилась. История мусульманского Хаджибея берет начало в середине XIV века, когда улусом в междуречье Днестра и Днепра правил эмир Хаджи-бей — один из высокопоставленных приближенных нескольких ханов Золотой Орды. Хаджи-бей известен своим участием в сражении на Синих Водах в 1362 году. В тот год Золотая Орда, раздираемая внутренними противоречиями, не смогла выставить большую армию, что позволило великому князю литовскому Ольгерду одержать легкую победу. Польский летописец Мацей Стрыйковский, описывая сражение, отметил важную деталь: «На побоище остались убиты три их царька: Кутлубах, Качибей (по имени которого названо Качибейским соленое озеро в Диких полях по дороге, как идти в Очаков) и султан Димейтер». Качибей — это эмир Хаджи-бей, именем которого назван лиман в причерноморских степях, от имени же этого эмира произошло и название предшественника Одессы — города Хаджибея. Стоит также упомянуть, что на самом деле Хаджи-бей и другие татарские командиры не погибли в битве на Синих Водах, о чем свидетельствует ярлык хана Тохтамыша, выданный эмиру Хаджи-бею в 1382 году. В конце XIV века населенный пункт Хаджибей вместе с территорией Днестровско-Днепровского междуречья захватывает Великое княжество Литовское. Князь Витовт строит на морском побережье каменный замок и закладывает порт, который вскоре превратится в центр торговли зерном. Однако уже в конце XV века территория между Днестром и Южным Бугом переходит под совместную юрисдикцию Османской империи и Крымского ханства — это приводит к тому, что порт перестает играть свою роль, а вместе с портом приходит в упадок и крепость, построенная литовцами. Длительное время после этого Хаджибей не имел постоянного населения, и даже в замке далеко не всегда располагался военный гарнизон. Возрождение города началось лишь в середине XVIII века, когда власти Османской империи на фоне усиления напряженности с Россией приняли решение построить новую крепость, которая бы имела постоянный гарнизон. В 1766 году в Хаджибей под видом торговца приезжает русский шпион Иван Исленьев.

Обладая большим опытом составления карт и планов, он изучил все сильные и слабые места турецкой крепости, узнал о численности гарнизона и на основании собранных сведений составил подробную карту. На плане Исленьева есть и дом османского паши, и внушительных размеров караван-сарай, обозначено там и здание мечети. Однако на карте русского шпиона почти не обозначены жилые постройки Хаджибея, за исключением казарм янычар. Кроме того, он указывает, что христиане-волохи (молдаване) были поселены «на высаде», то есть на окраине города. Также известно, что помимо турок и волохов в Хаджибее жили евреи, армяне, греки. Немало там жило и татар. Достаточно продолжительное существование крупного населенного пункта не могло обойтись без полноценных атрибутов города — рынка и кладбища. В Хаджибее рынок находился на месте нынешней Греческой площади. По соседству с этой площадью находилось мусульманское кладбище. Вполне возможно, что оно возникло еще во времена Золотой Орды. Косвенно об этой возможности свидетельствует целый ряд источников, в частности, в 1542 году султан Сулейман I Кануни в письме, адресованном польскому королю Сигизмунду, писал: «В тех границах много мусульманских могил и мечетей… Знаки еще не исчезли». Несколько позже османский писатель и путешественник начала XVII века Ибрагим Печеви сообщает: «Еще и теперь на очаковских равнинах видно и заметно несколько кладбищ. На некоторых кладбищенских камнях написаны куранические стихи и слова исповедования». О том, что между Греческой площадью, Екатерининской улицей и Городским садом располагалось старое мусульманское кладбище, сообщает также историк К. Смольянинов в своей работе «История Одессы. Исторический очерк», которая была опубликована в 1853 году.

После взятия Хаджибея русскими войсками город начинает интенсивно застраиваться. Мусульманское кладбище просуществовало вплоть до начала XIX века. Одним из первых на месте кладбища был построен существующий и поныне дом отставного поручика Прокопеуса. Интересно также, что недалеко от дома Прокопеуса, за пределами мусульманского кладбища, поселились выходцы из Крыма — караимская семья Эгизов. Ими был построен один из самых колоритных домов старой Одессы в традиционном крымском архитектурном стиле с замечательными балконами, напоминающими Бахчисарай. В первые десятилетия существования Одессы численность мусульманского населения была незначительна. Однако к середине XIX столетия она начала постепенно расти. В связи с этим мусульманская община обратилась к городским властям с просьбой об открытии мечети и выделении участка земли под кладбище.

Вопрос с мечетью растянулся на несколько десятилетий, а вот вопрос с кладбищем был решен достаточно быстро. Рядом со старым городским кладбищем, за оградой, были выделены участки для захоронения караимов, евреев и отдельный участок для мусульман. Позднее, в 1870 году, на этом участке по проекту азербайджанского архитектора Кербалаи Сефихана Карабаги была построена мечеть, ставшая на долгие годы единственным молельным домом для мусульман Одессы. До революции 1917 года муллой в одесской мечети был Сабирзян Сафаров, а муэдзином Хасан Абдул Хаиров Янбухтин. В городе было несколько мектебов, в том числе и женский. Экземпляры Корана, которые читали мусульмане Одессы, были напечатаны в крымской типографии Исмаила Гаспринского.

В середине 30-х годов XX ст. городскими властями было принято решение о ликвидации мусульманского кладбища одновременно с христианским и еврейским. На месте уничтоженных захоронений возник парк, а часть территории была застроена административными зданиями. Исчезновение кладбища и мечети нанесло серьезный удар по мусульманской общине Одессы. Лишь в начале 90-х годов, после провозглашения независимости Украины, религиозная жизнь мусульман начинает постепенно возрождаться. Первая исламская община была официально зарегистрирована в 1992 году, а в 1998 году началось строительство Арабского культурного центра и мечети на улице Ришельевской, которое было завершено в 2000 году. А рядом со входом на старое мусульманское кладбище в 2018 году появилась арка в мавританском стиле как своего рода напоминание о похороненных там мусульманах.

Александр Степанченко

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.