Почему одни молодые люди отказываются от атеизма с легким флером христианства в пользу Ислама и придерживаются его предписаний, а другие, воспитанные в его системе ценностей, оказавшись вдали от родины, нарушают религиозные догмы, оставаясь верными только запрету на свинину? Этот вопрос захватил моё материнское и профессиональное воображение.
Думаю, сложившаяся ситуация хорошо иллюстрирует проблему отсутствия баланса внутреннего и внешнего контроля в жизни человека. Современный Ислам — яркий пример системы отношений, опирающейся на внешний контроль, жесткую иерархию и безоговорочное принятие правил и догм. Эти три пункта, укоренившиеся на исламских территориях, позволяют сцементировать общество по признаку религиозной принадлежности, но становятся слабыми звеньями в других, более свободных системах. Оказываясь вне контролируемой структуры (семья, школа, село, общество в целом), человек легко нарушает установленные правила, в том числе и потому, что у него слабо развит самоконтроль и привычка спрашивать себя: «А что я думаю / делаю / решаю по этому поводу?».
Когда тебя контролируют родители, друзья, соседи, учителя, полиция и государственные институты, нужно ли следить за собой самому? Находясь в обществе с доминирующим внешним локусом контроля имеет ли человек возможность самостоятельно научиться контролировать свои поступки, согласовывать их с внутренним идеалом? Практика показывает, что нет.
Второй фактор нарастания контраварийных тенденций заключается в том, что любой человек нуждается в балансе жесткости и гибкости, наличии правил с двойной системой контроля — внешнего и внутреннего. В условиях жесткого внешнего контроля (как в исламских странах) жизнь контролируемого человека естественным образом превращается в увлекательный квест по обходу навязанных правил. Разве нам, продуктам (пост)советской системы, которые научились обходить любые законы (от запрета соцсетей до правил дорожного движения и календаря прививок) об этом не знать? Думаю, именно эта игра в прятки со Всевышним включается у мусульман, оказавшихся вне зоны контроля семьи и общества.
Как насчет встречного движения? Думаю, ситуация с переходом в Ислам украинских студентов тоже завязана на правилах и контроле. Но иначе. Многие из тех, кто сегодня учатся в вузах, выросли вообще без какого-либо контроля и правил (родители на работе и в сериалах; позиции школы и других государственных институтов ослаблены до предела; традиция компенсировать суровость правил необязательностью и избирательностью их применения), и теперь молодые украинцы ищут для себя не столько внешний контроль, сколько четкую и понятную, единую для всех ее сторонников систему координат, с четкой маркировкой границ добра и зла. И легко находят ее в Исламе. Наша привычка игнорировать детали — разницу между свободой и хаосом, например — играет с нами злую шутку.
Но и среди студентов-мусульман, и среди нас только некоторые придерживаются правил (Ислама или законов дорожного движения, полностью или частично). Кто же эти загадочные исключения? Почему они так странно себя ведут?
По моим наблюдениям, это люди, которые присвоили внешние правила (увидели их содержание, пользу, рациональность) или приняли их на веру и сделали своими внутренними правилами. Людей с внутренним локусом контроля сложнее сбить с их убеждений, независимо от того, где, при каких обстоятельствах и в каком обществе они появляются. Такие лица придерживаются Рамадана даже в жару, в Украине, окруженные привлекательными полуобнаженными барышнями, и пристегиваются даже при отсутствии полиции. Они ведут себя так, как считают правильным. Это не всегда увлекательно и удобно, но они знают, что считают правильным, а что — нет. Потому что такие люди привыкли ставить себе много вопросов и отвечать за свое поведение. И, скорее всего, в детстве, мусульманском или светском, был кто-то, кто их этому научил: кто поставил границу и установил правила, объяснял их содержание, обсуждал, стоял на своем и шел на компромиссы, кто задавал вопросы, часто неудобные для себя, и не делал этого. И теперь этот кто-то видит результаты своих действий.
Проанализируйте окружающих и самих себя с точки зрения следования присвоенным и внешним правилам. На предмет внешнего и внутреннего локуса контроля. Такие размышления помогут сделать правильные выводы по общению со своими детьми, близкими и подчиненными. А, возможно, даже стать более толерантными к себе и к молодым иностранцам.
Источник: НВ Style