В середине XIV в. северное побережье Черного моря стало местом борьбы за влияние сразу нескольких европейских государств. Великое княжество Литовское, пользуясь ослаблением Золотой Орды, стремилось овладеть Киевом и захватить Западное Подолье. В ходе битвы на Синих Водах литовскому князю Ольгерду удалось разбить войска трех эмиров, которые контролировали земли нынешней южной Украины — Котлубея, Хаджибея и Демира (Дмитр).
Улус эмира Хаджибея находился в междуречье Днестра и Южного Буга. Существует мнение, что в период междоусобиц, охвативших Золотоордынское государство, Хаджибей превратил свой улус в полунезависимое государственное образование. Об этом писал украинский историк Я. Дашкевич «Локализация государства Хаджибея не вызывает особенных сомнений — это приморский район тогдашнего „великого“ Подолья». Ставка эмира располагалась на месте нынешней Одессы.
По мнению польских историков XVI в. С. Сарницкого и М. Стрыйковского, название порта и города Хаджибей (Качибей) и Хаджибейского (Катибеевского) лимана происходит от имени одного из эмиров, участника битвы на Синих Водах, Хаджибея. В «Описании старой и новой Польши» Сарницкий сообщает: «Продвинувшись со своими войсками до Борисфена и его устья, он (великий князь Ольгерд) уничтожил все укрепления татар и трех их князей Кадлубаха, Деметрия и Качибея, от которого порт Качибей названный, войском своим уничтожил».
У Стрыйковского читаем об этой же битве: «Не сумев дольше выдержать лобового натиска Литвы, татары начали мешаться и испуганные бежать в обширные поля. На побоище остались убиты три их царька: Кутлубах, Качибей (от имени которого названо Качибейским солёное озеро в Диких полях по дороге как идти в Очаков) и султан Димейтер, и вместе с ними очень много мурз и уланов».
Эти сообщения подтверждаются и археологическими находками, сделанными в Одессе экспедицией А. Красножона и А. Добролюбского в конце
После того, как Ислам во времена правления хана Узбека стал государственной религией Улуса Джучи, в городах стали активно строиться мечети. Нет сомнения, что существовала мечеть и в ставке эмира Хаджибея.
О том, какой она была, можно сейчас только строить предположения. Скорее всего, поселение являлось традиционным аулом кочевников с большим количеством разборных юрт и с минимумом стационарных сооружений. Для тюркских и монгольских кочевников характерны были передвижные юрты, установленные на колесные помосты. Они порой вмещали до нескольких сотен человек и нередко использовались в качестве мечетей. Вероятно, именно такой была и первая мечеть в Хаджибее.
В конце XIV ст. татары были в основном вытеснены литовским князем Витовтом из междуречья Днестра и Днепра, при этом часть из них перешла на службу к литовцам. В 1421 году дипломат и путешественник Жильбер де Ланноа в своем дневнике сообщил о литовских татарах, живших в районе, прилегающем к Хаджибею: «Я переехал через Днестр, Днепр, на котором я нашел одного татарского князя, друга и слугу великого князя Витольда, а также большую деревню, населенную татарами, подданными Витольда. Мужчины, женщины и дети не имели домов, а располагались просто на земле. Этот князь по имени Жамбо предложил мне много рыбы осетрины и дал мне сок из лугового ранункула, чтобы ее приготовить, и хорошо угостил меня. Потом он переправил меня, моих людей и мои повозки посредством своих татар на другой берег реки, имевшей лье в ширину, удивительным образом, в маленьких лодках, из цельного куска дерева».
Де Ланноа был не слишком осведомлен о тонкостях жизни и быта татар. Располагавшиеся «просто на земле», по всей видимости, перекочевали к Днепру незадолго до приезда дипломата и просто не успели развернуть свои юрты. Татары, встреченные фламандским дипломатом, были мусульманами, которые продолжали жить на своих землях под властью князя Витовта (Витольда).
К концу XV в. Хаджибейский порт пришел в упадок, особенно после того, как в 1453 году османы захватили Константинополь, заблокировав проход через черноморские проливы кораблей генуэзцев и венецианцев. Великое княжество Литовское уже было не в состоянии защищать свои отдаленные и малонаселенные земли. В конце концов Османская империя и Крымское ханство захватили
В 1482 году хан Менгли Гирей совершил поход на Киев. Вероятно, в тоже время им были захвачены и литовские земли на побережье Черного моря. Недаром уже спустя десять лет татары соорудили на месте литовского городка Дашев небольшую крепость Очаков (Озю).
В
В «Извлечении из архива османской канцелярии» от 28 января 1765 года говорится: «Начальником управления пристани порта Ходжабей вторично назначен мевляну Хафиз Эльхадж Мехмед — да возрастают знания его! — являющийся мюдеррисом Пятого медресе при мечети Сулейманийе и мюдеррисом медресе при мечети Нури Османи (обе находятся в Стамбуле). При его непосредственном участии и при помощи Всевышнего почти закончено возведение мечети, разных строений и пристани в порту Ходжабей, строительство которых (происходит) в соответствии с волей султана».
О том, что мечеть была достроена, свидетельствует и карта русского разведчика И. Исленьева, который под видом купца посетил Хаджибей в 1766 году и составил подробный план крепости, возведенной турками, и сооружений, примыкающих к ней. Есть на этом плане и мечеть, располагавшаяся на месте здания нынешнего Археологического музея Одессы.
В 1789 году русские войска взяли штурмом Хаджибей. 10 октября 1789 года князь
С другими материалами из серии «История Ислама в Украине» можно ознакомиться по ссылке.
Александр Степанченко специально для «Ислам в Украине»