14 марта 2011 года Министерство юстиции Молдовы зарегистрировало Исламскую лигу, которая стала первой в Молдове официальной религиозной организацией мусульман. К сожалению, это радостное событие было омрачено тем, что стало поводом для различных, прежде всего политических, спекуляций на настроениях населения, а также нагнетания паники и межконфессионального напряжения.
Вместо того, чтобы развивать плодотворное сотрудничество во имя мира и наилучшего вклада в развитие и благополучие общества, православное население страны стравливается с горсткой проживающих в ней мусульман, искусственно раздувается межконфессиональный конфликт. Однако несложный анализ аргументов, которые используются для нагнетания недовольства среди населения, дает возможность увидеть, что доводы, всколыхнувшие и держащие в напряжении несколько миллионов человек, не выдерживают никакой критики. Возникает вопрос: кому это выгодно?
Термин «официальная религия» — яблоко раздора
Использование этого термина стало причиной достаточно бурной реакции многих людей в силу либо неправильного понимания самого термина, либо непонимания необходимости признания за Исламом такого статуса на территории Молдовы.
Часть людей оказалась сбитой с толку самим термином «официальная религия». Должно быть, немалую роль в этом сыграла специфика молдавского языка, ведь термин oficiala («официальная») чаще всего употребляется в словосочетании oficiala de stat («государственная»). Непонимания отличий статусов «официальная религия» и «государственная религия» привело к тому, что часть граждан республики восприняла эту новость как официальное объявление о взятии курса на «исламизацию» православного населения, в то время как статус официальной всего лишь позволяет на законных основаниях исповедовать эту религию и отправлять религиозные обряды без какого-либо ущемления законных прав и интересов остальной части общества, что является нормальной практикой во многих странах мира.
Почему получение этого статуса было так важно для мусульман Молдовы? Долгие годы молдавские мусульмане, несмотря на закрепленное законодательно право на свободу вероисповедания, не могли де-факто реализовать это право и не попасть при этом в поле зрения правоохранительных органов. Проведение каких-либо мероприятий, связанных с религией, было возможно только при землячествах в пределах общественных культурных центров. При таком подходе как-то сохранять свою национальную и религиозную идентичность удавалось лишь приезжим мусульманам. При этом интересы граждан Молдовы мусульманского вероисповедания не учитывались.
Председатель партии коммунистов Молдовы Владимир Воронин, неоднократно отклонявший в бытность свою президентом обращения мусульманской общины за регистрацией, мотивировал свою позицию тем, что видит страну православной, и на ее территории не должны действовать другие церкви. Так же считает и митрополит Молдавской митрополии Русской православной церкви Владимир. Мнение митрополита, отстаивающего интересы церкви, понять можно, а вот позицию главы светского государства, принимающего решения только на основании собственных симпатий-антипатий, понять сложно.
Ислам был признан религией, которую можно официально исповедовать на территории Молдовы. Молдавские мусульмане получили возможность открыто исполнять свои религиозные обязанности, открыто заявлять о своем вероисповедании и быть активными членами общества, внося вклад в его развитие и не теряя при этом собственной идентичности.
Вслед за легализацией Ислама 14 марта 2011 года Министерство юстиции зарегистрировало первую мусульманскую организацию — Исламскую лигу Республики Молдова (ИЛРМ), созданную с целью координировать процесс исламского развития в стране, консолидировать мусульман и представлять их интересы как на территории страны, так и за рубежом.
Исторические параллели как повод неприятия легализации Ислама
Еще одним аргументом в развернувшейся полемике является воззвание к исторической памяти народа и ссылки на молдавско-турецкие войны, имевшие место в прошлом. Аргумент довольно странный, если учитывать, что Молдова с Турцией строят сегодня партнерские отношения и намерены развивать их в дальнейшем. Тем более, не могут и не должны отвечать за конфликты с государством, к правопреемнику которого у официального Кишинева никаких претензий не имеется, молдавские мусульмане.
Турция не единственная страна, с которой молдаване воевали в свое время. Впрочем, как отмечают сами же использующие анти-турецкие доводы участники обсуждения (в частности, Владимир Воронин), за практически 300 лет османского правления в Молдове не было построено ни одной мечети. Взываюющие именно к исторической памяти не желают видеть очевидного: завоеватель, могущественная империя, сумевшая подчинить молдавские земли, при желании могла бы осуществить их принудительную исламизацию. Но этого сделано не было, несмотря на наличие таких возможностей.
Более того, Штефан чел Маре (Стефан Великий), фактически впервые консолидировавший молдаван как нацию и немало воевавший с турками, предвидел, что в будущем Молдова может утратить свою независимость. Его наставление потомкам приводится в летописи Григоре Уреке: «…Если вы хотите, чтобы ваши дети и внуки говорили на языке ваших предков, а не подражали соседям, не принимайте покровительства ни поляков, ни венгров, ни московского царя. Они, приходя в какую-либо землю, никогда не уйдут из нее, и под любым предлогом заставят вас отказаться от своей веры и будут требовать говорить на их языке, и это будет двойным гнетом. Сегодня самыми сильными являются турки. Очень желаю, чтобы вы оставались независимыми. Но если случится, что вы не сможете удержать свою свободу […] — ищите покровительства у турок. Они не присваивают чужих земель и не строят своих мечетей, не навязывают своего языка и не запрещают использовать любой другой язык».
Необходимость соответствовать реалиям жизни
Противники официального статуса Ислама также апеллируют к тому, что теперь в стране появятся экстремисты. Однако легализация Ислама как раз будет способствовать консолидации мусульман и даст им возможность получать достоверные знания о своей религии, воспрепятствовав влиянию различных организаций экстремистского толка. И наоборот, если мусульман загнать в подполье, будет потеряна любая возможность централизированно доносить до верующих истинные и подтвержденные Кораном и Сунной знания об Исламе и видеть, что занимает их умы и настроения.
Учитывая последствия миграционных процессов, начавшихся еще в СССР, в Молдове проживают немногочисленные национальные общины, исповедующие Ислам. Кроме них, мусульмане страны представлены некоторым количеством принявших Ислам молдаван, а также гражданами иных государств, находящимися здесь на законных основаниях (а значит пользующимися предоставленными им правами и возможностью осуществления и защиты этих прав).
В целях координации и плодотворного взаимодействия с проживающими на территории Молдовы мусульманами у последних должна быть возможность легально исповедовать свою религию и создавать представительские органы.
Кому выгодно нагнетание ситуации?
Медиапространство Молдовы стало ареной информационной борьбы. При просмотре сводок новостей создается впечатление, будто 95–98% православных Молдовы категорически против того, чтобы их земляки мусульманского вероисповедания имели возможность соблюдать предписания религии. Все далеко не так. Прошедший 18 мая 2011 года параллельно с митингами различных православных ассоциаций митинг «Антидискриминационной коалиции» собрал людей, не согласных с дискриминацией других религий в этой преимущественно православной стране. Сотрудница пресс-службы «Коалиции» Марианна Гэлеску высказалась о недопустимости проявлений нетерпимости, особенно с учетом светского характера государства, поскольку подобные претензии являются необоснованными и противоречат гарантированному Конституцией праву на свободу вероисповедания.
Член Конституционного суда, экс-министр юстиции Александр Тэнасэ, принявший перед своей отставкой резонансное решение о признании Ислама, не видит в своих действиях ничего безнравственного и противозаконного. У Минюста, утверждает он, не было оснований для отказа, поскольку Исламская лига — это не экстремистская организация.
С точки зрения Тэнасэ, массовые протесты священнослужителей больше похожи на пиар. А тот факт, что начались они не в марте, когда Лига была зарегистрирована, и не в апреле, когда это получило широкую огласку, а в разгар предвыборной кампании, заставляет думать о политической подоплеке «крестового похода», пишет «Deutsche Welle».
Местные выборы состоялись в Молдове 5 июня, однако никто из кандидатов не набрал необходимых 50% голосов избирателей, поэтому 19 июня 2011 года в 253 населенных пунктах страны, включая Кишинев, будет проведен второй тур выборов примаров.
Надежда на урегулирование ситуации
В последнем рейтинге наиболее миролюбивых государств (Global Peace Index), который составляет австралийская аналитическая организация Институт экономики и мира (Institute for Economics and Peace), самое высокое среди стран СНГ место занимают Молдова и Украина — 59 и 69-я строчки соотвественно.
Основным критерием рейтинга является «отсутствие насилия», причем учитываются как уровень насилия внутри страны, так и внешняя агрессия, а также уровень образования граждан, уровень коррупции и приверженность демократическим принципам в политике. В связи с этим хочется выразить надежду, что достаточно высокое место в данном рейтинге Молдова получила не зря, и сложившаяся ситуация получит мирное разрешение с соблюдением прав и законных интересов обеих сторон, несмотря на накаляющиеся в предвыборной гонке страсти.
По материалам «Ислам для всех»
Ссылки по теме:
ОБСЕ озабочена проявлениями религиозной нетерпимости в Молдавии
Посол США в Молдове: Обязанность разрушать стереотипы об Исламе лежит на самих мусульманах
Муфтий ДУМУ «Умма» поздравил новоизбранного лидера мусульман Молдовы
Впервые в истории Молдовы мусульмане получили возможность открыто исповедовать свою религию