Закономерный конец ближневосточного Франкенштейна

1
Появление такой фигуры как Усама бин Ладен и возглавлявшейся им «Аль-Каиды» было вызвано ожесточенным противоборством двух мировых сверхдержав – США и СССР, олицетворявших мир капитализма и социализма
11.05.2011
Оцените статью: 
(525 оценки)
nourdeen
Аватар пользователя nourdeen

Ликвидация в ходе операции американского спецназа террориста №1 – Усаму бин Ладена, многолетнего лидера «Аль-Каиды», является завершением целой эпохи в политической истории Ближнего и Среднего Востока, взаимоотношений между арабо-мусульманским миром и Западом.

Появление такой фигуры как Усама бин Ладен и возглавлявшейся им «Аль-Каиды» было вызвано ожесточенным противоборством двух мировых сверхдержав – США и СССР, олицетворявших мир капитализма и социализма. В самом конце 70-х – начале 80-х годов прошлого столетия обе сверхдержавы практически напрямую столкнулись в Афганистане, где в апреле 1978 года произошел революционный переворот, и к власти пришла просоветская Народно-демократическая партия. Однако вскоре афганские левые натворили массу непоправимых ошибок, оттолкнувших от них широкие народные массы. В этих условиях тогдашнее руководство СССР не нашло ничего лучшего как ввести контингент советских войск в Афганистан, рассчитывая таким путем стабилизировать ситуацию.

Но в результате вышло все наоборот. В стране началась гражданская война, а советские войска оказались в незавидном положении оккупантов. Эта серьезнейшая стратегическая ошибка советского руководства дорого обошлась Советскому Союзу. Именно в афганской авантюре СССР подорвал свои силы и ускорил свой распад. К тому же были испорчены отношения с Исламским миром, который традиционно рассматривался как стратегический союзник СССР.

В таких условиях был запущен проект всемирной поддержки радикального ислама как самого эффективного средства борьбы против СССР и социалистических идей на территории Афганистана и всего Исламского мира. В Афганистане совместными усилиями американских, пакистанских и саудовских спецслужб была создана разветвленная организация, получившая название «Аль-Каида» (База), а ее лидером стал саудовский мультимиллионер, энергичный и предприимчивый руководитель Усама бин Ладен. С помощью этой организации удалось мобилизовать под знаменем Ислама значительные слои афганского населения в борьбе против советского присутствия и тогдашнего афганского режима.

В феврале 1989 г. СССР вывел свои войска из Афганистана. Казалось бы эра славы и влияния Усамы бин Ладена и «Аль-Каиды» должны подойти к концу. Но, как часто бывает в истории, Франкенштейн выступил против своих хозяев. Усама бин Ладен повернул свою организацию против американцев и их союзников на Ближнем Востоке и в Африке. Вскоре последовали впечатляющие теракты, направленные против американцев в Кении, Танзании и других странах. И, наконец, настало страшное утро 11 сентября 2001 г., когда не только Нью-Йорк и Вашингтон, но и вся Америка и весь мир содрогнулись от памятных терактов, унесших более трех тысяч невинных жертв – христиан, мусульман, иудеев и представителей других конфессий. В течение всего первого десятилетия XXI века «Аль-Каида» нанесла удары по Мадриду, Лондону, готовились массовые теракты в Германии. Засылались агенты на Северный Кавказ к чеченским боевикам с тем, чтобы поставить под свой контроль чеченское движение сопротивления.

Новый американский президент Джордж Буш-младший объявляет о начале глобальной операции против «Аль-Каиды» и поддерживающих ее режимов и движений. Началась операция американских войск и их союзников в Афганистане. Однако Усама бин Ладен ускользнул. В апреле 2003 г. США начинают военную кампанию против саддамовского Ирака, которого обвиняют в поддержке «Аль-Каиды». За несколько лет войны американцы потеряли в Ираке свыше 5 тысяч своих военнослужащих, истратили сотни миллиардов долларов. Не намного лучше обстояли дела и в Афганистане. Так, Соединенные Штаты оказались в незавидном положении мировой державы, которая, фактически, воюет с Исламским миром.

А в течение всего этого времени Усама бин Ладен продолжал оставаться неуловимым, появлялись его новые видеообращения с призывами усиливать борьбу с «неверными» и их союзниками в Исламском мире. В разгоревшемся пламени гражданских воен в Ираке и Афганистане погибли десятки, сотни тысяч иракцев, афганцев, представителей других народов.
Со временем, благодаря именно Усаме бин Ладену и «Аль-Каиде» у западного обывателя сложился в сознании устойчивый стереотип мусульманина как бородача с фанатичным блеском в глазах, с автоматом наперевес и кинжалом в зубах, который только и думает, как бы кого-то зарезать или взорвать. Все это вело к усилению и распространению исламофобских настроений. Как подчеркнул недавно президент Турецкой Республики Абдуллах Гюль, терроризм не принес мусульманам никакой пользы. Напротив, он принес огромный вред мусульманам. Он приводил к изоляции мусульман в тех обществах, где они жили и подвергал их жизни опасности».

Почему же так долго Усама бин Ладен оставался неуловимым, почему «Аль-Каида» смогла превратиться и в широко разветвленную международную сеть, действующую на огромных просторах от Западной Африки и до Индии? Во многом это связано с тем, что, как это не парадоксально, существующим на Ближнем и Среднем Востоке авторитарным. Антидемократическим режимам «Аль-Каида» была жизненно необходима как эффективный громоотвод, который позволял канализировать недовольство и гнев народных масс не на истинных виновников их бедственного положения, а на внешний источник – вот мол – во всем виновата «Аль-Каида», мы, правители, монархи, президенты вынуждены существенно ограничивать демократические свободы, направлять средства на борьбу с этой страшной «Аль-Каидой». Какие же сейчас могут быть к нам претензии?

Существование «Аль-Каиды» подпитывалось теми господствующими тогда в арабском обществе настроениями безвыходности, ущемленности, оскорбления и унижения, которые находили свое воплощение в экстремистской и террористической идеологии и практике «Аль-Каиды».
Таким образом, Усама бин Ладен и «Аль-Каида» наносили страшный вред исламскому обществу, они уводили его от реальных проблем, навязывали тупиковый путь борьбы, способный только консервировать отсталость и порождать слепую ненависть и злобу.

Однако ветер перемен принес долгожданные изменения на Ближнем и Среднем Востоке. Новый президент Соединенных Штатов Америки Барак Обама провозгласил новую эру в американско-мусульманских отношениях. «Америка не воевала и никогда не будет воевать с Исламом», - заявил он. США освобождаются от имперского высокомерия, от навязывания чуждых арабам ценностей и традиций, переходят к отношениям равноправного и взаимоуважительного сотрудничества с Исламским миром. В американском истеблишменте зреет понимание установления партнерских отношений с исламскими партиями и движениями, которые исповедуют умеренный, конcтруктивный Ислам.

Но самым главным событием, которое нанесло решающий удар по влиянию Усамы бин Ладена и «Аль-Каиды» стала Великая Арабская революция, начавшаяся в начале 2011 г. Суть этой революции состоит в восстановлении цивилизационно-культурной идентичности арабского народа на основе могучего цивилизационного, духовного подъема. В Арабском мире происходит возвращение к своим историческим корням, вместе с тем, этот процесс происходит на качественно новой основе, на основе тех кардинальных трансформаций, которые произошли в течение последних десятилетий в арабском обществе, в особенности, среди молодого поколения. Таким образом, происходит не просто механическое возвращение к своей цивилизационно-культурной идентичности, а к фактически новому цивилизационному проекту для Арабского мира. Великая Арабская революция, которая разворачивается на Ближнем и Среднем Востоке и в Северной Африке убедительно свидетельствует, что Исламский мир уверенно превращается в активного субъекта мирового развития, он качественно обновляется. То, что происходит сегодня – это начало нового блестящего возрождения величия Ислама и исламской цивилизации, начало выдвижения ее на те передовые позиции в мировом развитии, которые она уже занимала почти тысячу лет назад.

Сегодня революционные трансформации в Арабском мире происходят с позиции Ислама XXI века, когда на первый план снова выходят такие его основопологающие ценности и принципы как справедливость, права человека, равенство, толерантность, социальная и политическая защищенность личности. Такой ислам не нуждается в ненависти, вражде, чувстве неполноценности и ущербности, что культивирует Усама бин Ладен и «Аль-Каида». Знаменательно, что сразу же после начала революционных событий в Арабском мире «Аль-Каида» сошла на позиции маргинеса политического процесса, стала резко терять свою популярность. О ней практически перестали говорить. Как точно отметил западноевропейский эксперт по Ближнему Востоку Жиль Кепель, «физическая смерть Усамы бин Ладена, убитого американским спецназовцем в его резиденции в пакистанском городе Абботпабад, наступила после политической смерти лидера «Аль-Каиды» вследствие демократических арабских революций, проходивших под лозунгами, противоположными его радикальной исламистской идеологии… Его смерть закрывает темное десятилетие в отношениях между арабским и мусульманским миром и Западом, начавшееся после терактов 11 сентября и завершившееся «жасминовой революцией» на площади Тахрир в Каире и стремлением арабских народов к демократии и соблюдению прав человека».

Конечно, «Аль-Каида» автоматически не исчезнет сразу же после смерти Усамы бин Ладена. Она способна мутировать, у нее еще сильны позиции в некоторых районах Ближневосточного региона, например, в Йемене. Впереди еще предстоит серьезная антитеррористическая работа.
Но главное, ее идеология, принципы, методы деятельности не имеют ничего общего с подлинным пониманием Ислама. Его истинно гуманистическую сущность прекрасно охарактеризовал выдающийся мусульманский мыслитель, уроженец Львова Мухаммад Асад: «Ислам – это просто программа жизни по правилам Природы, которые начертал Бог Своему творению, и его высшее достижение – полнейшая гармония и координация духовных и материальных аспектов человеческой жизни».

Определяющим моментом в той грандиозной трансформации Ближнего и Среднего Востока, начавшейся в начале этого года будет, по-нашему убеждению, способность сторонников конструктивного, умеренного Ислама, Ислама человечности, справедливости и добра, возглавить и обеспечить последовательное развитие революционных перемен именно на этих принципах.
Мусульмане Украины, весь украинский народ от всей души желает братскому арабскому народу больших успехов на этом нелегком пути созидания и творения по законам Всевышнего.

Вячеслав Швед, к.и.н., доц., ведущий научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений НАН Украины, вице-президент Всеукраинской общественной организации «Украинский центр исламоведения»

Другие статьи автора:

Вячеслав Швед: «Мухаммад Асад - Предтеча современной плеяды известных и перспективных мусульманских интеллектуалов Европы»

Круглый стол во Львове - начало важного проекта

Львов открывает страницы жизни Мухаммада Асада

Власть и Меджлис: время испытаний

Пастырский визит Патриарха Кирилла в Украину: выводы для мусульманской уммы

К новому уровню украинско-турецкого сотрудничества

Последние теракты в России: выводы для исламоведения Украины

Поиски решения украинско-российских газовых проблем: долгая дорога переговоров

Приоритеты новой власти в Украине: обзор первых шагов

Украина после президентских выборов: обзор основных событий

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.