«Лучшим учебником по воспитанию здоровой семьи является Божье Слово. Воспользуемся им — и Бог поможет нам. Любите Украину
Епископ Михаил Паночко отметил чрезвычайную важность темы семейных ценностей и семейной политики в Украине и очертил свое видение роли государства в возвращении общества к семейным ценностям:
— Роль государства — высоко оценить роль семьи в развитии здорового общества и беречь эту живую клетку, как зеницу ока…
По мнению епископа, средствам массовой информации надо ответственно относиться к своей функции. В своей речи М.Паночко, в частности, отметил:
— СМИ, телевидение, радио, пресса — хотелось бы сказать: «Не кормите грязными картинками, статьями молодое поколение, которое и так имеет большую нагрузку от всякой лживой информации. Дайте положительное, дайте то, что строит, покажите красоту семьи — которая является старейшей организацией в мире. Государства не было, президентов не было, Верховной Рады не было — а институт семьи был создан в первую очередь!
Общество должно знать, что разрушает семью: первое — измена, прелюбодеяние, разврат — разрушает. Второе — пьянство, третье — жестокость; развращенность, которая сегодня прется в ранг закона, — довольно эмоционально заметил Паночко.
Епископ озвучил несколько предложений, которые, по его мнению, будут способствовать возрождению института семьи. Среди них — активное содействие государства созданию домов семейного типа; как можно скорейшая ликвидация интернатов, как не оправдавших себя и таких, что «наоборот, побуждают к негативным тенденциям». Также предложил «создать институт семьи при церквях и учебных заведениях и подготавливать нашу молодежь к уважительному и серьезному отношению к созданию семьи и ввести обязательное преподавание христианской этики в общеобразовательных школах».
Наш корреспондент обратился к муфтию ДУМУ «Умма» шейху Саиду Исмагилову с просьбой поделиться своей точкой зрения на состояние института семьи в современном мире, а также высказаться по поводу возможности внедрения в школьные программы уроков христианской этики.
— Мы с Вами уже касались в одном из интервью проблем и даже угроз, которые стоят перед современной семьей — и тогда Вы заметили, что (позволю себе процитировать) «…отрицая и отстраняя роль религиозных институтов от влияния на общество, мы получили всю совокупность
Сегодня же уже представители религиозных общин обращаются к государству — вот, например, старший епископ Церкви христиан веры евангельской Украины Паночко, говоря о катастрофическом падении авторитета семьи, настаивает (кроме прочих предложений) на введении в школах уроков христианской этики…
— Когда поднимается вопрос о введении христианской этики в программы обучения общеобразовательных школ, всегда возникают ответные тенденции, которые можно охарактеризовать вопросом: а как быть верующим других религий, либо неверующим вообще? Есть же семьи, которые принципиально занимают позицию либо отчуждения от религии либо вообще атеистическую. Как быть гражданам, которые водят детей в школу, но, к примеру, это — мусульмане, иудеи, буддисты, кришнаиты, последователи других верований и культов? Раз у нас государство отделено от церкви и церковь, соответственно, отделена от государства (то есть, религиозные институции отделены от государственных), тогда государство должно выдерживать некую нейтральную позицию и не давать определенного предпочтения для определенных религий.
Вопрос на самом деле глубже — ведь, наверное, не существует какой то «христианской этики вообще» — есть христианская этика православия, есть учение и социальная доктрина у католицизма, есть свои особые воззрения у протестантских направлений христианства — и, напомню, вообще протестантизм отделился от католицизма именно в силу определенных, в том числе — и
Поэтому — вопрос очень дискуссионный. Здесь уместнее всего было бы вводить некую усредненную дисциплину, которая могла бы называться просто «религиозная этика». Дело в том, что если не давать преимущества
— Позволю себе еще одну цитату — на сей раз из Корана: «Аллах сказал: «О, люди! Бойтесь вашего Господа, Который сотворил вас из одного человека, сотворил из него пару ему и расселил много мужчин и женщин, произошедших от них обоих. Бойтесь Аллаха, именем Которого вы просите друг друга, и бойтесь разрывать родственные связи. Воистину, Аллах наблюдает за вами» (
— Религиозные этические ценности — они вошли в основу не только религиозной культуры, но и общечеловеческой культуры. Я вообще убежден в том, что все то, что мы имеем как понятие «мораль» — её придумали не сами люди, это все было дано в Божественных Откровениях. Человек не может и не способен сам придумать этику, нравственность, мораль. У всех потребности и желания разные и человек вообще весьма манипулятивное существо, которое под свои интересы запросто может приспосабливать и этику, и мораль. Однако, есть общие базовые ценности, которые не есть продуктом изобретения человека, а даны нам от Бога и именно эти общие ценности — абсолютно общие для всех людей во всем мире. И поэтому, если вводить
— На школу возложена обязанность обучать и воспитывать, и если возник вопрос о введении отдельного предмета, то получается, что в
— Вы понимаете, дело в том, что в Советском Союзе была определенная коммунистическая этика, моральный кодекс строителя коммунизма, или там — определенный кодекс советского человека — и на основе этого воспитывали. Этот кодекс был ущербным, так как большинство ценностей были взяты религиозные, и в то же время ценности религии всячески отрицались да и сама религия отрицалась. Отрицались многие ценности, присущие религиям. Ну, допустим, «моральный кодекс строителя коммунизма» —
Например, право на частную собственность — право на частную собственность все религии предоставляют, а у нас должно было все быть общим, коммунистическим, государственным. Или право на жизнь, или отказ от насилия — право на насилие оставлялось за государством: если государство считало нужным ссылать
И в то же время большинство ценностей были именно религиозными, и сейчас происходит глобальное переосмысление всего этого. И долгое время вообще не было целенаправленной программы прививания, воспитания
— А не проще ли, уж коль разрешили религиозным организациям открывать общеобразовательные школы, вводить для каждой свой предмет «этика», с программой, разъясняющей детям основы
— Что касается религиозных школ — то здесь вопрос вообще на полемике — потому что люди осуждают: как это — «религиозные школы»? Кто там и чему будет учить? Что будет проповедываться? Хотя, с другой стороны — если вы не хотите отдавать ребенка в религиозную школу — вернее, в школу при религиозной общине, религиозной организации — то отдавайте в светскую школу, у вас же есть право выбора. Не знаю — наверное,
Возвращаясь к выступлению Михайла Паночко (побудившему нас обратиться за комментариями к муфтию ДУМУ «Умма» Саиду Исмагилову), процитируем еще несколько его ключевых моментов. Епископ напомнил присутствующим, что представляет собой семья:
— Это — Божья организация, созданная Им для особой цели, которая в Его родительском сердце — это общность, характер, деятельность и воспроизведения. «Оставит человек отца и мать и прилепится к своей жене». Семья, как союз мужчины и женщины, получила большое благословение от Бога (Бытие, 1:28) — «Плодитесь, размножайтесь и господствуйте над Землей», добавляю от себя — а не будем рабами. Семья — это живая клеточка общества: здоровая семья — это здоровое государство. Семья — это святая святых, потому что в ней рождается человечество — и никто не имеет права разрушать ее. Иоанн Златоуст, известный богослов, сказал глубокую истину: «Разрушится семья — падут города, погибнет государство». Пример — города Содом и Гоморра, пример для всех! Семья создана для любви и поддержки друг друга, потому что Бог есть любовь, — сказал апостол Иоанн. Только в семье рождаются самые дорогие для нас слова — мама, папа… Собственно, только в ней познается прекрасное чувство материнства, отцовства. Без семьи не было бы нас с вами, не было бы Украины, не было бы Верховной Рады. Но мы — и будем в наших детях, внуках, правнуках. Мы должны защитить семью от разрушительных тенденций, которые, словно чума, несут смертельную угрозу всему живому. Мудрость государственных мужей — не в дипломах, не в профессиональности или ярко выраженных талантах, а в способности всеми законными способами защитить семью от разорения.
Епископ Церкви христиан веры евангельской М.Паночко призвал высоко поднять институт семьи, как «большую драгоценность, подаренную Богом, которую надо беречь и воспитывать в духе любви, доброты, милосердия, сострадания к ближнему — и что посеешь, то пожнешь», — сказал он.